Хирург Николай Арендт провел более 800 операций - фото
Версия для слабовидящих
7 из 10 врачей НЕ ЗНАЮТ что делать с баллами НМО.
Получите нашу бесплатную инструкцию и узнайте как правильно регистрировать баллы на портале!
Хирург Николай Арендт провел более 800 операций - фотография

Хирург Николай Арендт провел более 800 операций

Длительность прочтения: 9 мин.

Имя военно-полевого хирурга, лейб-медика Николая Фёдоровича Арендта (1786-1859) вошло в историю прежде всего из-за того, что он, наряду в другими врачами, пытался спасти смертельно раненного поэта А.С. Пушкина. Доктор Арендт прожил яркую жизнь, полную опасностей, так как был непосредственным участником войны с Наполеоном Бонапартом, оказывая помощь солдатам в полевых условиях. Он был одним из тех врачей, которые внесли ценный вклад в историю и практику российской хирургии.

Арендт Николай Фёдорович: факты из биографии

Место рождения доктора Арендта – Казань, время – 1786 год. Его отец тоже был медиком, который в 1791 году получил новое назначение в Москву — штабс-лекарем для московской полиции. Однако спустя шесть лет, в 1797 году, Фёдор Арендт скоропостижно умер, оставив после себя пятерых маленьких детей. Мать дала им начальное образование, а позже определила троих сыновей в Медико-хирургическую академию «на казённой основе»: дети практикующего умершего врача, который состоял на государственной службе, по закону имели право на бесплатное обучение.

Несколько лет спустя молодых студентов перевели из Москвы в Петербург. Николай Арендт вместе с братом Павлом стали воспитанниками петербургской медико-хирургической академии. Лекции студентам читал известный профессор И.Ф. Буш. В российской медицине его заслуженно считают «отцом русской хирургии», и именно он оказал большое влияние на дальнейшее развитие молодого доктора Арендта. Николай Фёдорович окончил обучение в 1805 году на «отлично» и был направлен на годичную практику усовершенствования в Генеральный госпиталь.

В 1806 году Николай Фёдорович получил назначение военным лекарем. Служить он стал в Навагинском полку. Это было тяжёлое время военных действий с французским императором Наполеоном. Зимой этого же года состоялась битва при Пултуске. Здесь доктор Аренд впервые блестяще проявил себя в качестве медика. Он оперировал больных солдат в тяжелейших военно-полевых условиях и в короткое временя наработал богатейшую практику, прооперировав несколько сотен человек с разными ранениями.

После сражения при Пултуске доктор Арендт шесть месяцев участвовал в военных походах и тяжёлых боях. В 1807 году между враждующими сторонами был заключён Тильзитский мир, и Навагинский полк, наконец, получил долгую передышку. Далее последовал шведский поход. Постепенно Арендт накапливал опыт в хирургической практике, которая в его руках стала настоящим искусством врачевания. В 1808 году его назначили штаб-лекарем, а в 1809 году он получил должность главного врача в одном из военных госпиталей Швеции. После заключения Фридрихсгаммского мира Арендта произвели в «лекари третьего ранга». Вскоре после этого он получил свою первую ценную награду в виде бриллиантового перстня.

В Отечественной войне 1812 года Николай Фёдорович также принимал деятельное участие. Он остался служить в том же Навагинском полку, задача которого теперь заключалась в перекрытии французским войскам пути на Петербург. Арендт принимал участие в значимых сражениях (Клястицы, Полоцк, Свольна) и за свои врачебные заслуги получил награду: был награждён орденом святого князя Владимира.

Постепенно русские войска оттесняли французов за пределы страны. Особенно отличился полк, где служил Арендт, при битве за Полоцк осенью 1812 года. Следует отметить знаменитое сражение при Чашниках, где в сложнейших полевых условиях Николаем Фёдоровичем была успешно проведена трепанация черепа офицеру по фамилии Баумгартнер. За блестящее умение действовать в сложных условиях Арендт получил должность старшего лекаря.

В 1813 году (время военных действий между Германией и Францией) Арендта перевели из Навагинского полка в штаб и утвердили при нём врачом. Вместе с первым пехотным корпусом доктор вошёл в Париж, после чего был награждён орденом святой Анны второй степени и несколькими памятными медалями. До 1814 года он продолжал работать в Лионе и Рейммсе, врачуя солдат, не подлежащих перевозке в Россию.

С поздней осени 1814 года Николай Фёдорович практиковал в госпитале, расположенном рядом с собором Нотр-Дам де Пари. Здесь он провёл ряд сложнейших оперативных вмешательств, при которых присутствовали видные французские врачи, давшие ему потом похвальные рекомендации.

Одним из «секретов успеха» доктора Арендта, обеспечивающим выживаемость его пациентов, был уход за ними в послеоперационном периоде. Это может показаться странным, но в те времена медики часто недооценивали вопросы ухода за больными после хирургических операций. Даже если вмешательство было проведено удачно, человек мог умереть от недосмотра персонала, от послеоперационных осложнений или инфицирования. Николай Фёдорович разработал целую систему ухода, показав, что выздоровление больных зависит не только от мастерства рук хирурга, но и от не менее профессиональной заботы о них после проведения операций.

В 1820 году доктор получил назначение в Петербург, в Артиллерийский госпиталь на 900 койко-мест. Сейчас на этом месте находится станция метро «Чернышевская» (как раз между Фурштатской и Кирочной улицами).

Поскольку знания и практика, полученные в экстремальных военных условиях и в госпитале, продолжали играть в работе доктора важнейшую роль, он уверенно шёл на самые сложные оперативные вмешательства, большая часть которых завершалась триумфальным успехом. Спустя полтора года многие люди, которых доселе считали инвалидами, смогли после лечения снова поступить на службу и стать полноценными членами общества. Должность главного врача Артиллерийского госпиталя Арендт занимал вплоть до 1826 года.

В общей сложности, доктор проработал в этом госпитале шесть лет и провёл около 800 операций, в том числе непростые ампутации конечностей с выживанием больных. Часть подобных вмешательств была проведена в России впервые. Людям, серьёзно интересующимся историей развития хирургии в России, наверняка известен такой предмет как «тупая аневризматическая игла с пружиной из стали». Этот хирургический инструмент Николай Фёдорович изобрёл сам.

Н.Ф. Арендт вёл интенсивную переписку и поддерживал знакомство со многими своими современниками, известными врачами. Он знал Доминика Ларрея и Эстли Купера, по-доброму соперничал в достижениях с доктором Буяльским, который вместе с ним учился у знаменитого И.Ф. Буша. Он высоко ценил хирургическое мастерство Буяльского и в некоторых случаях обращался к нему за советами. В свою очередь, Буяльский часто приглашал его на роль операционного ассистента. Хорошо знал Николай Фёдорович и доктора Х. Саломона: ему он, как известно, преподнёс в подарок свою знаменитую «аневризматическую» иглу.

Покровительством Арендта в молодости пользовался Николай Иванович Пирогов. Их первая встреча произошла зимой 1835 года. Тогда молодой доктор Пирогов только начинал свою практику в Обуховской больнице, и доктор Арендт стал первым старшим коллегой, по достоинству оценившим его талант. Именно Николай Иванович обеспечил своему талантливому тёзке и коллеге место преподавателя по хирургической анатомии. Тогда эта область медицины была для врачей абсолютно новой, а Пирогов и Арендт стали своего рода первооткрывателями нового направления, сыгравшего решающую роль в развитии не только российской, но и мировой хирургии.

Н.Ф. Арендт сам с удовольствием посещал лекции Пирогова, не пропуская ни одной из них. Известно, что Николай Иванович хотел получить кафедру преподавателя в Дерпте, но усилиями Арендта был направлен в Харьков. В конечном итоге (опять же, благодаря старшему коллеге и наставнику) Н.И. Пирогов стал преподавать в Петербурге, в медицинской академии, а после стал официальным преемником Арендта.

Есть ещё несколько замечательных фактов из биографии этого удивительного врача и человека. Известно, что в 1836 году Николай Фёдорович оперировал врача Д.К. Тарасова, страдавшего тяжёлой формой перитонита. Именно он настоял на срочном оперативном вмешательстве и провёл его самостоятельно, в присутствии других докторов, на коленях у постели больного коллеги. После операции Арендт, как всегда, настоял на тщательном уходе за Д.К. Тарасовым, и спустя два месяца тот полностью выздоровел.

Среди пациентов Арендта был и известный литератор Н.И. Гнедич. К сожалению, Гнедич долго страдал неизлечимой болезнью, но медикаменты, прописанные Николаем Фёдоровичем, замедлили прогрессирование патологии и продлили ему жизнь.

В 30-е годы XIX века в Санкт-Петербурге жил знаменитый русский писатель Николай Васильевич Гоголь. Он прекрасно знал Арендта и отзывался о нём как о человеке чистой и благородной души, которому был абсолютно чужд корыстный интерес при лечении больных. И действительно, Николай Иванович был очень щедрым и душевным человеком: он относился ко всем больным с чуткостью и вниманием. Иногда он даже не брал денег за лечение, а неимущих врачевал безвозмездно.

В 1832 году Николай Фёдорович оказал помощь молодому М.Ю. Лермонтову. Будущий поэт получил серьёзную травму, находясь в юнкерской школе: лошадь сильно разбила ему ногу. Бабушка Михаила пригласила к нему доктора Арендта, который лечил его в течение нескольких месяцев. Благодаря усилиям доктора юный Лермонтов не только сохранил ногу, но и смог полноценно ходить и продолжать учиться. Единственное, что осталось у Лермонтова после этой травмы — лёгкая хромота. Ещё одна встреча поэта с доктором состоялась уже после смерти А.С. Пушкина. Михаил Юрьевич тогда тяжело простыл и, кроме лечения, попросил приехавшего Арендта рассказать о том, как Пушкин провёл последние часы своей жизни.

Николай Арендт и поэт А.С. Пушкин

Один из самых знаменитых пациентов доктора Арендта — это, конечно, великий русский поэт А.С. Пушкин. Согласно имеющимся историческим документам, поэт трижды обращался к врачу. Первое обращение случилось, когда Пушкин травмировал ногу и пролежал в кровати неделю. В 1834 году Александр Сергеевич обратился к Арендту, чтобы он оказал медицинскую помощь его супруге, Наталье Николаевне.

Последнее посещение доктором Пушкина датируется с 27 по 29 января рокового 1837 года, когда поэт было смертельно ранен Дантесом во время дуэли. Следует отметить, что Александр Сергеевич самолично пригласил к себе Николая Фёдоровича в качестве ведущего врача. Кроме него, Пушкина также наблюдали Х. Саломон, Б. Шольц и другие известные врачи, сменяющие друг друга во время суточных дежурств у постели умирающего поэта.

В последние двое суток жизни Пушкина Арендт навещал его шесть раз, наблюдая за его состоянием. Нужно сказать, что лечение он проводил добросовестно, используя все возможности медицины того времени. Известно, что царь, узнав о том, что Пушкин опасно ранен, передал Николаю Фёдоровичу записку для Александра Сергеевича через фельдъегеря. Арендт служил связующим звеном между императором и поэтом в течение всех его предсмертных часов. Однако воспоминаний о том, какие были последние минуты жизни Пушкина, врач так и не оставил. Единственное его высказывание об этом звучит примерно так: «Я принимал участие во многих сражениях, видел смерть лицом к лицу, но подобного, пожалуй, не видел никогда». Вероятно, такими словами доктор пожелал выразить восхищение мужеством поэта перед лицом смерти.

После того как Пушкин умер, Николай Фёдорович продолжал оказывать психологическую поддержку его семье. Он помогал Наталье Николаевне Гончаровой справиться с тяжёлыми нервными припадками, а через два года стал обладателем памятного собрания сочинений поэта. Подарок был доставлен Арендту старым слугой Пушкина, Никитой Козловым.

Многие люди и по сей день задаются вопросом, правильно ли врачи того времени лечили Пушкина и не совершили ли они роковой ошибки, допустив смерть поэта? Можно ли было спасти ему жизнь? Недалёкие пушкинисты иногда полагают, что Арендт даже был одним из непосредственных виновников в смерти поэта, но на самом деле это далеко не так.

Ведущие деятели российской медицины, в том числе хирург Н.Н. Бурденко и академик Н.Н. Блохин единогласно сходятся во мнении, что рядом с Пушкиным находились добросовестные и ответственные медики. В меру своей компетенции они сделали всё, что могли: жаль, что медицина того времени, безусловно, не обладала такими возможностями, как сейчас. Более того, в исторических архивах нет ни одного документа, где бы значился малейший упрёк по отношению к медикам.

Умер Николай Фёдорович Арендт в Петербурге, в 1859 году. Для своих коллег и пациентов он навсегда остался «благодушным и добрым доктором», готовым прийти людям на помощь. Жаль, что место, где он похоронен, к сожалению, безвозвратно утеряно, и где находится могила знаменитого врача историки могут теперь только предполагать.

Хирург Николай Арендт провел более 800 операций - фотоснимок

Бесплатная консультация по вопросам обучения

Наши консультанты всегда готовы рассказать о всех деталях!
Звонок бесплатный

Нравится материал?

Хирург Николай Арендт провел более 800 операций - фотоизображение
Не забудьте подписаться на наш Яндекс.Дзен!

Следите за нами в соц. сетях!