Григорий Захарьин: врач-терапевт, основатель московской клинической школы - фото
Версия для слабовидящих
7 из 10 врачей НЕ ЗНАЮТ что делать с баллами НМО.
Получите нашу бесплатную инструкцию и узнайте как правильно регистрировать баллы на портале!
Григорий Захарьин: врач-терапевт, основатель московской клинической школы - фотография

Григорий Захарьин: врач-терапевт, основатель московской клинической школы

Длительность прочтения: 8 мин.

Доктора Григория Захарьина иногда называли «грозой всех больных российской столицы». Неудивительно: сложный характер, вспыльчивость и эксцентричность сочетались в его личности с высочайшей профессиональной компетенцией, доказать которую он мог всегда и везде.

Григорий Антонович Захарьин (1829-1897)

Место рождения Григория Захарьина — Саратовская губерния, год 1829. Отец будущего врача был отставным ротмистром, семья считалась бедной, «помещичьей». В конце 40-х годов Григорий окончил гимназию в Саратове и поступил в Московский университет, учиться на врача. Поскольку у него с детства были серьёзные проблемы со здоровьем, вероятно, именно это и способствовало выбору профессии, которой он посвятил себя целиком и полностью.

Медицинский факультет университета в Москве Григорий Антонович завершил с отличием в 1852 году. Поскольку за время обучения он показал себя с лучшей стороны, его оставили работать ординатором в клинике при университете. Спустя два года Захарьин успешно защищает докторскую диссертацию, которую полностью пишет на латыни, после чего занимает должность завкафедрой терапии.

В 1856 году Григория Антоновича отправили в командировку в Германию и во Францию. В Берлине он познакомился с выдающимися врачами Траубе и Вирховым, а в Париже — с доктором Бернаром. В Берлине он написал несколько ценных работ, посвящённых физиологии кровообращения. Там же он встретился со знаменитым российским врачом С.П. Боткиным. Григорий Антонович впоследствии любил рассказывать о том, как он и доктор Боткин гуляли по Берлину и пели русские песни.

С.П. Боткин

Евгений Сергеевич Боткин — русский врач, лейб-медик семьи Николая II

В 1859 году доктор Захарьин возвращается в российскую столицу и приступает к чтению лекций в университете. В 60-е годы он получает должности ординарного профессора и директора клиники терапии при Московском университете. В этот период Григорий Антонович публикует ряд ценных научных статей по терапевтическим болезням — например, о редкой форме лейкемии, хронической рвоте и применении каломели при циррозе печени. Материалы имели настолько большой успех, что почти сразу же были переведены на немецкий язык.

Все лекции, которые доктор Захарьин читал студентам в университете, тоже были переведены на иностранные языки — в частности, на английский, французский и немецкий.

В своей работе Григорий Антонович придавал огромное значение взаимоотношениям человека и окружающей среды. Он пытался выявлять причины разных заболеваний и механизмы их развития, устанавливая патологические изменения в том или ином органе. Используя новый для того времени подход к идентификации патологического процесса, Захарьин внедрил в терапевтическую практику диагностические и лечебные методы, которые сейчас являются обычными среди терапевтов. В качестве вспомогательных способов диагностики он рассматривал клинические и лабораторные исследования.

Доктора Захарьина многие считали странным человеком и вздорным чудаком. Во многом это было обусловлено одним из его тяжёлых заболеваний. У Григория Антоновича был ишиас (неврит седалищного нерва). Болезнь часто обострялась и не давала ему спокойно жить. У него часто были сильные болевые приступы, а ближе к концу жизни появились симптомы атрофии мышц ноги. Свою болезнь Захарьин часто сравнивал с ядром пушки, которое приковано к ноге заключённого. Биографы врача справедливо полагают, что именно ишиас стал причиной эксцентричного поведения и вспыльчивости Захарьина.

фото ишиас

Он всегда ходил с палкой, с которой никогда не расставался. На все светские приёмы, куда его часто приглашали как одного из ведущих российских врачей, Григорий Антонович всегда приходил в глухом и длинном сюртуке, застёгнутом на все пуговицы. На ногах у него были валенки, а подниматься по лестнице он мог с величайшим трудом: помощники носили за ним стул. На него доктор устало присаживался, минуя очередной лестничный пролёт.

Захарьин отличался крайней раздражительностью и консервативностью взглядов. Он не мог переносить даже небольшого шума, когда работал, требуя, чтобы во время чтения его лекций из аудитории были удалены часы или, например, клетка с птицей. Он не признавал такого изобретения, как телефон, а на извозчиках с резиновыми шинами принципиально отказывался ездить. В целом, его можно охарактеризовать как человека сильного, холеричного, но не любящего никаких перемен.

Захарьин Григорий Антонович: вклад в медицину

Ещё основатель российского клинического подхода в медицине Мудров начал разрабатывать методику опроса больных с целью выявления у них патологических процессов. Григорий Антонович усовершенствовал метод Мудрова, отшлифовав опрос пациентов до совершенства. Так появилось понятие сбора анамнеза, без которого сейчас немыслима ни одна медицинская дисциплина. Именно анамнез является одним из ключевых средств, помогающих врачу выяснить, откуда взялось заболевание.

Метод сбора анамнеза принёс огромную славу терапевтической школе доктора Захарьина. Как известно, с помощью анамнеза врачи выясняют влияние внешней среды на организм человека, приходя таким образом к целостной картине.

Фото Анамнез

Огромный вклад внёс Григорий Антонович и в реформу медицинского образования в России. Сейчас это может показаться странным, но когда-то в медицинских учебных заведениях не было раздельного преподавания разных дисциплин (терапии, хирургии, гинекологии, венерологии и т.д.). Такую практику Захарьин внедрил, пользуясь знаниями, приобретёнными за границей. В дальнейшем с его подачи в России появились первые отдельные больницы по профилям венерологии, гинекологии, педиатрии, ЛОР-заболеваний и т.д.

Доктор Захарьин впервые обозначил принцип комплексного подхода к лечению. В него он включил гигиену, диету, общий образ жизни, климатические условия и только потом терапию медикаментами. Он считал, что лечение каждого больного должно быть индивидуальным, придавая большое значение физиопроцедурам и терапии минеральными водами. Григорий Антонович сделал научное описание воздействия минеральных вод и физических факторов на организм исходя из показаний и противопоказаний к различным процедурам.

Как терапевт Захарьин выделил в отдельное понятие клинические симптомы заболеваний, описав признаки сифилитического поражения сердца и лёгких. Также он много занимался проблемой лёгочного туберкулёза, определив его несколько клинических форм, и подробно описал симптоматику хронического малокровия, возникающего по причине эндокринных и нервных расстройств.

199.jpg

В 1875 году Захарьиным была выделена отдельная палата в клинике с целью лечения пациентов гинекологического профиля. Ответственным за палату он назначил своего коллегу, В.Ф. Снегирёва. Именно эта палата стала основой для гинекологической больницы, впоследствии организованной при Московском университете. Что касается Снегирёва, ему было суждено стать отличным хирургом, одним из ведущих основателей российской гинекологии.

Медицинским работникам, безусловно, известно о так называемых зонах Захарьина-Геда. Речь идёт о зонах, имеющих высокую чувствительность при возникновении разных болезней. Они расположены на коже и иногда играют решающую роль в диагностике. Когда возникает патология какого-либо внутреннего органа, она даёт «отражённые» боли и высокую чувствительность на определённых кожных участках. Импульсы раздражения передаются от больного органа через спинной мозг, а через его нервные клетки следуют по чувствительным путям к коже. Захарьин установил несколько соотношений между разными органами и кожными участками на уровне отделов позвоночника.

Благодаря наблюдениям Григория Антоновича стало известно о том, что при патологии внутренних органов кожа интенсивно вовлечена в процесс и даёт реакцию в виде болевых и тактильных импульсов, сигнализируя о том, что в организме происходит сбой. Иногда сигналы появляются задолго до объективной симптоматики болезни, но чаще всего их можно наблюдать уже в процессе её развития. Боль может быть тупой, жгучей, острой, распирающей и т.д.

Интересным фактом является то, что русский врач Захарьин и невропатолог из Англии Гед независимо один от другого сделали это удивительное открытие. Оба были честными учёными-исследователями, которых невозможно обвинить в плагиате. Захарьин был первым медиком, обнаружившим на коже больных эти зоны, а спустя 15 лет Гед сделал аналогичное заключение. Отсюда и «двойное» название зон Захарьина-Геда: в честь имён двух выдающихся учёных своего времени.

Григорий Захарьин: философия и интересные факты из жизни

Описание авторского метода доктора Захарьина вкратце можно сделать так: минимум исследований и анализов, а медикаменты следует давать больным только в крайнем случае. Григорий Антонович был отчасти прав в том, что главная причина многих заболеваний кроется в неправильном образе жизни людей. Важно, где человек родился, какова у него обстановка дома или в семье. При сборе анамнеза доктора интересовало всё: вплоть до того, на какую сторону выходят окна спальни больного и что необходимо изменить в целях улучшения состояния.

В то время многие недомогания и болезни возникали из-за пренебрежения к гигиеническим нормам. К таким больным Григорий Антонович относился с особой суровостью, обличая их безответственное отношение к своему дому и здоровью. В. Гиляровский описал забавную и поучительную историю купца Михаила Ляпина, который объелся блинов и вызвал Захарьина на дом. Увидев маленькую тёмную спальню, провонявшую скипидаром и затхлым воздухом, с возлежавшим в углу на перинах Ляпиным, врач возмущённо ткнул пальцем в стенку рядом с кроватью нерадивого пациента:

- Это ещё что такое?

- Клопик-с, - испуганно и простодушно дал ответ доверенный Михалыч, ухаживавший за Ляпиным.

- Безобразие! Живут хуже свиней — в дыре, рядом с пустыми комнатами. Срочно перенести спальню в светлый зал и вывести клопов!

В заключение Захарьин пощупал пульс испуганного купца, посмотрел его язык, изрёк ещё несколько ругательных слов и сделал заключение:

- Завтра можно вставать, не помрёшь.

Здоровый образ жизни, правильное питание (без обжорства), физические нагрузки в меру Г.А. Захарьин считал залогом хорошего самочувствия в течение многих лет. К курортному лечению он также относился положительно, критикуя популярные в его время заграничные курорты. Он полагал, что лучше подмосковных деревень для русского человека трудно найти подходящее место.

Среди знаменитых пациентов, лечившихся у Захарьина, были Л.Н. Толстой и А.П. Чехов. Он мог прожить гораздо дольше, но жизненные невзгоды и тяжёлые болезни подточили его дух и здоровье. Ссора со студентами в университете окончательно поставила точку в его дальнейшей практике. Вскоре доктор Захарьин скончался от тяжёлого инсульта. После кровоизлияния в мозг он мужественно поставил себе правильный диагноз и, сделав нужные распоряжения, умер в 68 лет от прогрессирующей дыхательной недостаточности.

Григорий Захарьин: врач-терапевт, основатель московской клинической школы - кадр

Бесплатная консультация по вопросам обучения

Наши консультанты всегда готовы рассказать о всех деталях!
Звонок бесплатный

Нравится материал?

Григорий Захарьин: врач-терапевт, основатель московской клинической школы - снимок
Не забудьте подписаться на наш Яндекс.Дзен!

Следите за нами в соц. сетях!